ПРАВИЛА
ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА
первое правило – определение целей урока
ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ предполагает формирование у
учащихся новых понятий и способов деятельности, системы научных знаний и т.п.
Ее необходимо конкретизировать, например:
Ø Обеспечить усвоение учащимися
законов, признаков, свойств,
особенностей;
Ø Обобщить и систематизировать
знания о …(или по конкретной теме);
Ø Отработать навыки (какие?);
Ø Устранить пробелы в знаниях
(каких?) и внесение корректив;
Ø Добиться усвоения учащимися
каких-то понятий (вопросов);
Ø Расширение и углубление
знаний (каких?)
Ø Организовать деятельность
учащихся по изучению ...
Ø Обеспечить закрепление
понятий ...
Ø Организовать самостоятельную
деятельность по ...
Ø Обеспечить применение
учащимися знаний, способов деятельности ...
ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ предполагает формирование у
учащихся определенных свойств личности и черт характера. В общем виде можно
представить следующий перечень целей воспитания на уроке:
Ø Воспитание патриотизма;
Ø Воспитание интернационализма;
Ø Воспитание гуманности;
Ø Воспитание мотивов труда,
добросовестного отношения к труду;
Ø Воспитание положительных
мотивов к учению, к знаниям;
Ø Воспитание дисциплинированности;
Ø Воспитание эстетических
взглядов.
Ø Воспитание научного
мировоззрения;
Ø Воспитание нравственных
привычек;
Ø Воспитание бережного
отношения к технике, приборам, аккуратности;
Ø Воспитание стремления к
самовыражению через ..., к саморазвитию, самопознанию, самоутверждению,
самоорганизации
ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ предполагает в основном
развитие или формирование на уроке психических качеств учащихся: интеллекта
(мышления, познавательных, общетрудовых и политехнических умений), умений
учиться, общекультурных ценностей, рефлексивной и коммуникативной
культуры воли и самостоятельности.
Развитие мышления: содействовать развитию..., создать условия для развития...
Ø развитие аналитического
мышления - формирование умения выделять существенные признаки и свойства;
Ø развитие синтезируещего
мышления – развитие умения устанавливать единые, общие признаки и свойства
целого, составлять план изучаемого материала;
Ø развитие
аналитико-синтезирующего мышления – развитие умений классифицировать факты,
делать обобщающие выводы;
Ø развитие абстрактного
мышления – развитие умений выделять общие и существенные признаки, отличать
несущественные признаки и отвлекаться от них;
Ø развитие умений применять
знания на практике
Развитие
познавательных умений:
Ø Формирование умений выделять
главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты;
Ø Развитие умений
частично-поисковой познавательной деятельности – частичная постановка проблемы,
выдвижение гипотезы, ее решение).
Развитие общетрудовых и
политехнических умений:
Ø Развитие
коммуникативно-технических умений – нешаблонно, творчески подходить к решению
самых разнообразных задач;
Ø Развитие
операционно-контрольных умений – умения пользоваться приборами и инструментами,
умения планировать, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и
контролировать свои действия.
Развитие умений учебного
труда ( умение учиться):
Ø Развитие умения работать в
должном темпе – читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать:
Ø Развитие приемов наблюдения
– цель наблюдения и его последовательность, состав наблюдаемых объектов
Ø Развитие приемов работы с
учебником
Ø Обеспечить развитие умений
ставить цели и планировать свою деятельность
Ø Создать условия для развития
умений работать во времени
Развитие
воли и самостоятельности:
Ø Развитие инициативы,
уверенности в своих силах;
Ø Развитие настойчивости,
умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели;
Ø Развитие умения владеть
собой – выдержка, самообладание;
Ø Развитие умений действовать
самостоятельно.
Общекультурные ценности ( ориентированы
на развитие личностно-смысловых и ценностных отношений к предмету):
Ø Актуализировать личное
отношение, смысл к изучаемой теме;
Ø Помочь учащимся осознать
социально-практическую значимость материала
Ø Содействовать осознанию
учащимися ценности изучаемого предмета
Ø Помочь учащимся осознать
ценность групповой, индивидуальной, коллективной деятельности.
Коммуникативная
культура:
Ø Содействовать развитию
умений общаться
Ø Обеспечить развитие
монологической и диалогической речи
Рефлексивной
культуры:
Ø Обеспечить развитие умения
выделять основные моменты своей и чужой деятельности
Ø Создать условия для развития
умений «приостановить» свою деятельность (оглянуться назад)
Ø Обеспечить развитие умений
переводить свои ощущения, впечатления на язык схем, графиков, положений,
законов;
второе правило – это уточнение типа урока
По цели организации занятий уроки подразделяют
на следующие типы:
1 тип – уроки изучения нового материала
(вводные уроки, вступительные, наблюдений и сбора материала).
2 тип – уроки совершенствования знаний, умений
и навыков.
3 тип – уроки обобщения и систематизации ЗУН.
4 тип – комбинированные.
5 тип – уроки контроля и коррекции ЗУН.
третье правило урока – уточнение вида урока
-
урок-лекция
урок-беседа киноурок
-
урок-экскурсия
урок-семинар дидактическая
игра
конференция смотр
знаний урок-дискуссия театрализованный урок зачет урок-консультация урок-практикум интегрированный урок
-
урок теоретических или практических самостоятельных работ
(исследовательского типа)
-
урок самостоятельных работ (репродуктивного типа)
-
урок-соревнование
- деловая или ролевая игр
четвертое правило – выбор методов и приемов обучения
А) по
источнику передачи и восприятия учебной информации:
Ø Словесные: рассказ, беседа,
лекция;
Ø Наглядные: иллюстрации,
демонстрации;
Ø Практические:
опыты, упражнения, учебно-производительный труд
Б) по
степени самостоятельности мышления учащихся при овладении знаниями:
Ø Репродуктивные:
информационный (объяснительно-
иллюстративный);
репродуктивный (воспроизводящий);
Ø Продуктивные: частично-поисковый (эвристическая
беседа);
исследовательский;
проблемный. |