Среда, 18.10.2017, 04:57

Клуб молодого педагога МБОУ "СШ №17"

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Категории раздела
ДОиМП ХМАО-Югры
/></a>
</center><!-- </bc> --></div></div>
</div>
<!-- </block8454> -->

<!-- <block2560> -->
<div class=
Портал образования
Кто Онлайн?
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
и
Статистика

Методические рекомендации

Главная » Статьи » Общий раздел

Понятийный словарь

ПОНЯТИЙНЫЙ  СЛОВАРЬ.

АНДРАГОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ – грамотность в обучении взрослых.

ГУМАНИЗАЦИЯ обучения – все для человека, ради человека, во имя человека; человеколюбивый подход.

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ обучения – описание всего, что связано с человеком и обществом.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ обучения – такой подход к организации уч.процесса, при котором учитываются личностные особенности учащихся, их социальный и учебный опыт, а также уровень интеллектуального развития, познавательные интересы, социальный статус, режим жизнедеятельности и другие факторы, оказывающие влияние на успешность учения.

КРИТЕРИИ – ориентир, эталонные требования, на основе которых проводится оценка того или иного процесса.

КРИТЕРИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ – это соответствие результатов поставленной цели.

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ процесса обучения и воспитания – более целесообразная его организация, улучшение его структуры.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ процесса обучения и воспитания – частичное, избирательное улучшение процесса; может осуществляться за счет рационализации и модернизации.

МОДЕРНИЗАЦИЯ процесса обучения и воспитания – обновление содержания, форм и методов, приведение их в соответствие с современными требованиями.

ОПТИМИЗАЦИЯ – достижение максимально возможного для конкретных условиях результата в определенный период и максимальное соответствие этого результата поставленным целям.

МЕНТАЛИТЕТ (личности) – склад ума, мироощущение, мировосприятие, психология.

КОМПЕТЕНТНЫЙ – знающий, сведущий в определенной области.

МОБИЛЬНЫЙ – подвижный, способный к быстрому передвижению, действию.

КОНЦЕПЦИЯ – идейный замысел, теоретическое построение, обоснование чего-либо.

ПАРАДИГМА – основная идея.

ПЛЮРАЛИЗМ (мнений, взглядов) – множественность, многообразие чего-либо.

ЭМПАТИЯ – умение ставить себя на место другого человека.

РАНЖИРОВАНИЕ – ставить в ряд, распределять по степени важности, значительности.

МОНИТОРИНГ – постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным положениям.

ДИАГНОСТИКА  педагогическая – установление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты процесса обучения, и позволяющий на этой основе прогнозировать, определять возможные отклонения, пути их предупреждения, а также корректировать процесс обучения в целях повышения качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов.

ВАРИАТИВНАЯ часть учебного плана – предмет по выбору.

ИНВАРИАНТНАЯ часть учебного плана – обязательная.

СТАНДАРТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – это совокупность требований к уровню, содержанию и качеству профессионального образования, отражаемых в соответствующих нормативных документах; содержит федеральный и региональный компонент.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ С.П.О. – отражает требования, обеспечивающие эквивалентность профессионального образования на всей территории России, и представляет собой совокупность перечисленных выше нормативных документов, разрабатываемых на федеральном уровне.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ С.П.О. – отражает национально-региональные требования к качеству и содержанию профессионального образования и представляет собой совокупность нормативных документов, разрабатываемых и утверждаемых на региональном уровне: рабочая учебно-программная документация, определяющая требования к содержанию профессионального образования с учетом специфики региона; контрольные задания для оценки уровня и качества подготовки по определенным профессиям и т.п.; действует только на территори конкретного региона.

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАНдокумент, устанавливающий на федеральном уровне перечень и объем учебных циклов и предметов применительно к профессии и специальности с учетом ступени квалификации, минимального (базового) срока обучение и определяющий степень самостоятельности региональных органов образования, образовательных учреждений в разработке рабочей учебной документации.

РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН – учебный план, разрабатываемый для конкретного образовательного учреждения на основе примерного с учетом выбранной специализации и требований регионального компонента стандарта.

ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА – документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету примерного учебного плана.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА – учебная программа, разработанная на основе примерной применительно к конкретному учебному заведению с учетом регионального компонента стандарта профессионального образования.

МЕТОД ОБУЧЕНИЯ -  способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и ученика.

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ -  способ организации ученического коллектива для взаимосвязанной

                       деятельности с преподавателем.

ПРИЕМ ОБУЧЕНИЯ -  деталь метода обучения; действие учителя, вызывающее ответную реакцию учащихся, соответствующую целям этого обучения.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯразличные источники информации (учебное пособие, слово преподавателя, наглядные пособия и т.п.).

НАВЫКИ – доведенные до автоматизма умения решать тот или иной вид задачи без специально направленного на них внимания, но под контролем сознания.

УМЕНИЯ – освоенный способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупность приобретенных знаний и навыков, творческого мышления.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – сознательная организация и самоорганизация познания действительности.

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – совокупность мер, предпринимаемых с целью ее интенсификации и повышения эффективности.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучаемых.

ОБУЧЕННОСТЬ – хорошая подготовленность к какому-либо виду деятельности, обладание пониманием сути дела, знаниями, навыками и умениями, необходимыми для успешного выполнения задач определенного содержания и уровня сложности.

САМОКОНТРОЛЬ - сознательная самооценка и регулирование учащимися своих действий в соответствии с поставленной целью и существующими правилами выполнения задания.

САООЦЕНКАоценка самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

САМООБРАЗОВАНИЕ – систематическая уч.деятельность, построенная на самостоятельном изучении какого-то вопроса или проблемы с периодическими консультациями у специалиста или без них.

БИНАРНЫЙ УРОК – особый тип урока, проводится 2-3 преподавателями взаимосвязанныхпредметов

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ это динамическая система взаимодействия субъекта с миром;

                        это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

ДЕВИАНТНОЕ (поведение) – отклоняющееся от норм, общественно опасное.

РЕФЛЕКСИЯ размышление полное сомнений, противоречий, анализ собственного психического состояния.

САМОСОЗНАНИЕ или «Я-концепция» - это относительно устойчивая осознанная система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и сообразно этому относится к самому себе;   это  образ себя и отношение к себе.

МОТИВ это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенных потребностей.

СПОСОБНОСТИ – это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

СПОСОБНОСТИ ОБЩИЕ  - это система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает продуктивность в овладении знаниями, умениями и навыками при осуществлении различных видов деятельности.

СПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫЕ – это такая система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности (музыкальной, литературной и т.п.).

ЗАДАТКИ – это первичная природная основа способностей, еще не развитых, но заявляющих о себе при первых пробах деятельности.

ОБЩЕНИЕ – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

АКТУАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ – уровень самостоятельного выполнения задания, находясь на этом уровне ученик может понимать материал только «вчерашнего дня».

«ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ» - уровень выполнения при участии взрослого, представляет собой область несозревших, но созревающих процессов; знания «завтрашнего дня», т.е. такие знания, которые ученик может понять и усвоить только при участии учителя, но не в виде прямой подсказки ответов или пересказа научных положений, а в форме организации им его совместных с учениками учебных действий, где он направляет мыслительную поисковую активность учеников в нужное русло, в сторону верных ответов на учебные задачи.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ – это процесс усвоения и активного воспроизводства индивидуумом общественного опыта, в результате которого он становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки и привычки.

ЛИЧНОСТЬ – постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей.

САМОАКТУАЛИЗИРОВАННАЯ ЛИЧНОСТЬ – человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности.

САМОВЫРАЖЕНИЕ – процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей.

СУБЪЕКТ – индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности.

СУБЪЕКТИВНОСТЬ – качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности.

Категория: Общий раздел | Добавил: oksi (03.11.2012)
Просмотров: 217 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]