Суббота, 25.11.2017, 14:24

Клуб молодого педагога МБОУ "СШ №17"

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Категории раздела
ДОиМП ХМАО-Югры
/></a>
</center><!-- </bc> --></div></div>
</div>
<!-- </block8454> -->

<!-- <block2560> -->
<div class=
Портал образования
Кто Онлайн?
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
и
Статистика

Каталог файлов

Главная » Файлы » Общий раздел

Опыт использования интерактивной доски на уроках географии. Учитель: Низовцева Л.А.
[ Скачать с сервера (25.6Kb) ] 15.09.2013, 20:34
Использование интерактивной доски как средство формирования
метапредметных умений.
Учитель МБОУ «СОШ №17» Низовцева Л.А.

                                                   Великая цель образования - это не знания, а действия.       
                                                                                                  Г. Спенсер 
            Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.
Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.
Проблема интереса в обучении не нова. Значение его утверждали многие ученые прошлого. В самых разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике главную функцию его все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, "зацепить" так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование.
Изучив основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы "Активизация познавательной активности на уроках географии". Причиной этого явилось и наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности. Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, что позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности. Нетрадиционные методы и средства являются важным средством активизации познавательной деятельности, а их применение актуальной проблемой.
Метапредметные, которые заключаются в формировании и развитии посредством географического знания: Используя различные приемы и формы в работе с ИД учащиеся развивают
-  познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности;
-  способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

•  умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства

реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

•   умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

•   организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

•   умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;

•   умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Интерактивная доска -  одно из самых современных средств обучения в школе,  технология работы с которой сегодня активно осваивается  учителями самых разных школьных предметов. Она удобна в обращении и интересна учащимся. Освоить технологию работы с ней несложно. Интерактивная доска, независимо от того, где и для каких целей она применяется, является мощным инструментом визуального представления
данных. На ней можно размещать большое количество разноплановой информации, плотность которой намного выше, чем на обычной доске. Специальное программное обеспечение позволяет преподавателю создавать авторские уроки.
Подготовка     занятия     с     использованием     интерактивной     доски     предполагает     серьезную, дополнительную работу по формированию материала в электронном виде.   Разработка уроков с ее использованием – достаточно трудоемкий процесс. Однако он приносит весьма богатые плоды.
Использование   интерактивной   доски   позволяет   на   уроке   создать   проблемную   ситуацию   и возможность разрешить ее,    выполняя виртуальные задания, мини-исследования. Эффективность  обучения  обеспечивается  за  счет  рационального   использования  времени  урока,   наглядности, возможности быстрого перехода от одной части урока к другой.
Ясно, что интерактивная доска помогает решать основной вопрос дидактики - наглядность. Наглядно представленный материал легче воспринимается учениками, и процесс его усвоения идет активнее. Каких результатов я жду от использования ИД на уроках?
1.   Активизировать познавательную деятельность учащихся. Детям нравятся уроки с использованием ИД, так как эти уроки яркие и увлекательные. Особенно ценным является то, что работа с ИД способна заинтересовать отстающих и слабых учащихся, часто не мотивированных на учебу, а значит, несколько облегчить задачу донесения информации до ученика.
2.  Улучшить понимание учебного материала. ИД дает возможность сопровождать объяснение учителя видеорядом, интерактивными схемами,  рисунками, картами и фотографиями. Серьезным подспорьем для учителя  являются ППС    (программные педагогические средства),    включающие в себя текст учебника, иллюстративный  материал,   фотографии, видеофрагменты,     интерактивные  схемы  и  задания, анимации, биографии ученых и терминологический словарь.
3.   Ускорить темп урока. Урок с использованием ИД должен готовиться заранее, а значит, учитель
имеет возможность логически выстроить урок и распланировать время. В этом случае объяснение
материала пойдет быстрее.
4.      Сохранить материалы для последующих уроков. Уроки, созданные однажды, могут
использоваться многократно. Учитель может вносить изменения, если в этом есть необходимость, но в конечном итоге однажды добросовестно выполненная работа позволяет сэкономить время на подготовку к уроку.
В классе все дети разные и по-разному усваивают информацию. «Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня - и я пойму», - утверждает китайская пословица. Научные исследования нашего времени подтверждают это цифрами. Если материал подается в звуковом виде, человек запоминает около 1/4 информации, если материал подан визуально - 1/3. При комбинировании зрительного и слухового восприятия запоминание повышается до 1/2, а если человек вовлекается в активные действия в процессе изучения, то усваивается до 75% информации.
ИД дает возможность всем активно участвовать в учебном процессе.
Именно поэтому я начала разрабатывать тематическое планирование уроков использования ИД, и это будут не разрозненные, единичные уроки, а целая система кардинально новых по структуре и методике занятий.
        Учащиеся являются не просто зрителями, наблюдающими представленный материал, а имеют
возможность поработать с доской, выполняя различные тренировочные упражнения.
Я использую эту доску в качестве наглядно-иллюстративного метода, как тренажер и тренажер
навыков общения.
Таким образом, я выделила проблему: через применение ИД развивать познавательный интерес
учащихся. Её реализация показывает, что у школьников повышается уровень обученности: развилсяинтерес к предмету, к работе с дополнительной литературой, сформировались умения и навыки в работе с компьютером.
Рассмотрим основные функции интерактивной доски, используемые на уроке.
1. Рисование маркером.
Когда вы работаете на интерактивной доске, вы можете взять маркер и сделать запись, добавить комментарий, нарисовать круг, подчеркнуть или выделить нужную информацию. Интерактивная доска помогает развивать обсуждение в классе. Конечно, можно писать и рисовать и на обычной доске. Но преимущества интерактивной доски в том, что записи и комментарии можно добавлять поверх любого изображения на экране, а затем сохранять их в нужном файле. Таким образом, учащиеся смогут воспользоваться файлом позже или распечатать его. Этот метод может быть удобен на различных занятиях - любое задание, которое включает сортировку, соединение, группировку и упорядочивание объектов, будет более эффективным на интерактивной доске
2. Задание на установление соответствия (рис.1): ученик должен маркером соединить название государств и их столицы. Если есть ошибки, то их исправляет другой ученик. Для этого можно использовать инструмент □стиральная резинка□ или маркер другого цвета. Такие задания можно составить по любой теме.
3.   Задания на дополнение текста. На доске представлено несколько предложений. Ученик
 маркером дописывает пропущенные слова. Или можно предложить текст с ошибками, которые ученик должен исправить.
4.   Перетаскивание объектов.
Эта функция доски позволяет перемещать по её поверхности рисунки, надписи, фотографии. Их можно копировать, вращать, изменять размер и форму. Это позволяет составлять логические цепочки, схемы, размещать информацию в сравнительных и обобщающих таблицах, диаграммах. Ученики перетаскивают слова в таблицу (рис.2). Я заранее готовлю таблицы, которые заполняются картинками, текстом. Если ученик сделает ошибку, объект не надо стирать, его можно быстро передвинуть.
Такие творческие наглядные задания ребята любят и с удовольствием выполняют, а учитель может повторять задания несколько раз, и тогда мы получаем нестандартный тренажер для систематической проверки знаний.
5.   Электронная ширма.
При объяснении новой темы или при проверке знаний ширма может скрыть рисунок, схемы, числа, которые потом можно открыть в нужный момент.
Например, при изучении внутреннего строения земли за ширмой находятся правильные ответы. Ученик после выполнения задания сам откроет ширму и проверит себя.
6.   Контурная карта.
Одним из главных приемов изучения географии является работа с контурной картой. Можно пользоваться теми, которые размещены на обучающих дисках,    я же советую создать свою коллекцию изображений  контурных карт по разным регионам мира и использовать их при работе с интерактивной доской. Это очень удобная, а главное, эффективная форма работы с ИД.
Интерактивная доска не облегчила подготовку к уроку, но сделала процесс творческим и позволила вносить инновации в работу. Конечно, учителю надо потратить много времени на подготовку таких новых уроков, но все они сохраняются в электронном виде, их можно по необходимости только редактировать, добавляя что-то новое. Интерактивные доски поддерживают в классе атмосферу оживленного общения и вызывают дискуссии - это существенно помогает при ознакомлении учащихся с новым материалом.
Учащиеся обожают работать с электронной интерактивной доской! Им    нравится    работать    с    инструментом,    для   управления    которым    достаточно    несколько прикосновений. Они сами порой напрашиваются на проверку знаний, чтобы лишний раз поработать с доской. По моим наблюдениям, при использовании электронной доски учащиеся более внимательны, увлечены и заинтересованы, чем при работе на обычной доске.
Каждый учитель мечтает, чтобы на уроке работали все дети - я испытываю огромное чувство радости, когда на каждом уроке с использованием интерактивной доски работают все дети без исключения.
Использование интерактивной доски на уроке - это не только возможность увлечь школьников интересным материалом, но и самому учителю по-новому взглянуть на свой предмет.
Результаты работы с интерактивной доской.
В результате проекта будет создан мониторинг, который состоит из нескольких показателей. Показатели мониторинга эффективности использования ИД на уроке географии:
1.                     Восприятие материала
2.          Запоминанием материала
3.          Мотивация
4.          Познавательный интерес
Нельзя категорически заявить, что результаты всех учеников улучшились в связи с использованием ИД на уроке (классы по успеваемости в параллели разные и темы в курсе изучения географии разные по сложности), но можно отметить точно, что ученики становятся более заинтересованными и более мотивированными на уроке. Учащиеся, которые раньше боялись выйти к доске, теперь чаще отвечают и выполняют задания у доски. У слабых учеников появляется уверенность в собственных силах, они начинают активнее работать на уроках.
При всех достоинствах ИД, важно помнить, что доска не сможет решить все проблемы на уроке, она сама по себе не сделает урок интересным и увлекательным. Не стоит думать, что ИД должна использоваться на каждом уроке. ИД - это инструмент учителя, который надо использовать грамотно, в соответствии с поставленными целями и задачами урока.
Китайская мудрость гласит: "Не бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься". Человеку никогда не поздно учиться, постигать новое. Не бойтесь новых знаний, а, наоборот стремитесь к ним. Стремление к самообразованию является отличительной чертой современного педагога.
Категория: Общий раздел | Добавил: oksi
Просмотров: 1206 | Загрузок: 75 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]